English version   
официальный сайт

ЕВРОПЕЙСКАЯ ОДИССЕЯ.

     Отправляясь на семинары по айкидо в Финляндии и во Франции и покидая Москву на поезде, идущем в Хельсинки, я еще не знала, какой интересной будет у меня поездка. Я не могла даже представить, что проеду пол-Европы, побываю в Стокгольме, где я не была почти 8 лет, попаду наконец-то в Данию, и прежде всего в Копенгаген, и все-таки доберусь до Парижа, чтобы потренироваться на Пасхальном семинаре Кристиана Тисье.

ХЕЛЬСИНКИ

      За день до отъезда началось извержение исландского вулкана с очень трудно произносимым названием Эйяфьятлайокудль. А уже в день отправления моего поезда по всем телеканалам объявили, что в Европе отменены рейсы из многих столиц — сначала в аэропортах Исландии и Великобритании, а затем в других странах. Айкидо семинары
      Приехав в Хельсинки, я сразу поняла, что семинара не будет, потому что Бруно Гонзалес, французский мастер, который должен был его проводить, не смог вылететь из Парижа в Хельсинки. Я связалась с Харри Раутилой, главой хельсинкского клуба «Авасе», моим давним знакомым и другом, и он подтвердил, что Бруно Гонзалес действительно не прилетит, но семинар отменять не будут, просто проведет его он сам. Таким образом вместо семинара с 5-м даном мы получили семинар с 6-м даном. Вместо тренировки с дзё Харри провел одну тренировку с танто. Остальные дни и часы мы занимались айкидо. Нас собралось всего человек 20. Приехали знакомые из Питера, несколько ребят из Москвы из моего клуба «Гакумон додзё», была пара русскоговорящих, живущих в Хельсинки, один немец и, разумеется, финны.
      Я до последнего момента наделялась, что мой рейс на Париж не отменят или по крайней мере к моменту моего вылета, а лететь я должна была в воскресенье, откроют аэропорты Хельсинки и Парижа. Но этого не произошло. В субботу после второй тренировки я узнала, что мой рейс на Париж все же отменен. Однако я приняла решение добраться до своего намеченного пункта и потренироваться на семинаре Кристиана Тисье. Я понимала, что к началу семинара я не успею, но в Париж попаду обязательно. Вопрос: когда?
      Предстояло продумать маршрут: как быстро и с минимальными затратами по времени перебраться на материк. Я расспросила финнов. Все сошлись во мнении, что в любом случае надо ехать в Стокгольм.
      До Стокгольма можно было добраться на пароме либо непосредственно из Хельсинки, либо из Турку (финского города, расположенного ближе к России, чем к Швеции, и до которого надо было ехать поездом или автобусом). Почему нельзя добраться на пароме прямиком в Германию, задавалась я вопросом. Однако о том, что паромы в Германию больше не ходят, я узнала позже, когда вместе с Артуром навела справки в порту. Айкидо семинары
      Артур был из Эстонии, но говорил по-русски правильно и без акцента. С ним я и мои друзья познакомились на семинаре в Хельсинки, где он уже несколько лет жил и работал. Артур всеми силами и средствами пытался помочь мне реализовать мой план: мы звонили в разные компании, ездили с ним в порты и на вокзал, прошерстили весь интернет, составляя мой путь до Парижа - все выясняли и просчитывали.
      Вырисовывался следущий маршрут: я еду в Турку, откуда поздно вечером уплываю на пароме в Стокгольм. Из Стокгольма на скоростном поезде по мосту, соединяющему Скандинавский полуостров с материком, я добираюсь до Копенгагена, далее на поездах до Кельна в Германии и потом до Страсбурга во Франции, ну, а там рукой подать и до Парижа. Если все транспортные средства будут идти по расписанию и я смогу достать билеты за любую цену, то, выехав из Хельсинки вечером в воскресенье, я буду в Париже уже в 10 утра во вторник, потеряв всего лишь один день от семинара и пол-утренней тренировки. Я рассчитывала, что в связи с создавшейся ситуацией в Европе, добавят больше скоростных поездов до Копенгагена или прицепят дополнительные вагоны.
      И вот после воскресной тренировки, сложив все вещи, я уже собиралась пообедать с ребятами и ехать на вокзал на поезд до Турку, как Артур остановил меня новой идеей: зачем ехать до Турку и искать паром там, когда 4 часами ранее из Хельсинки идет паром в Стокгольм. Мы сели в машину и помчались в порт. Оказалось, что эта его гениальная идея пришла во время, потому что, как мы потом узнали, паром, который должен был выходить из Турку, отправили в док, а рейс отменили. И я могла бы многое потерять, если бы отправилась в Турку. Теперь мне предстояло плыть всю ночь на пароме, который отправлялся из Хельсинки в Стокгольм в 5 часов вечера.
      В кассе мы узнали, что все билеты в разного класса каюты, а также сидячие места, уже проданы, но в связи со сложившейся ситуацией в Европе билеты продавали на места на полу за 41 евро. Паром выходил вечером, утром я должна была уже быть в Стокгольме. Таких «счастливчиков» на пол, как я, уже набралось порядка 200-300 человек. Но я не переживала - у меня был с собой спальный мешок и потому собиралась устроиться с комфортом. Как только я попала на паром, я нашла себе отличный угол, где собиралась прекрасно выспаться.
      Паром был круизный для богатых людей со всеми атрибутами роскошной жизни: отличные двухместные и четырехместные каюты, рестораны, бары, кафе, игровые автоматы, магазины duty-free, несколько джакузи, бесплатный wi-fi и даже вертолетная площадка. Как всегда было много русских. Даже надписи на всех палубах и каютах, помимо финского, шведского, ну и само собой английского, были продублированы на русском языке.
      На пароме судьба вновь преподнесла мне приятный сюрприз. Я сидела на полу, пытаясь поймать бесплатный wi-fi своим стареньким КПК, когда ко мне подошла финка и спросила, где я собираюсь ночевать. «На полу», - ответила я искренне. Тогда она спросила, есть ли у меня компаньон или я путешествую одна. Услышав, что я путешествую одна, она тем не менее предложила мне двухместную каюту, которая была куплена для их профсоюзной организации и во время данного рейса пустовала. Двухместную люксовую каюту! Бесплатно! Я не верила своим глазам и ушам. За что мне выпала такая честь?! Я была благодарна судьбе. Я смогу выспаться и действительно с комфортом доплыть до Стокгольма, так как, что будет потом и где я буду спать следущую ночь — я не знала.

СТОКГОЛЬМ

      Когда я приплыла в Стокгольм и добралась до железно-дорожного вокзала, я поняла, что весь мой ранее спланированный маршрут летит ко всем чертям. Вся Европа была вынуждена передвигаться автостопом: на паромах, автобусах, поездах, машинах — кто как. На вокзале была масса народу всех национальностей. А потому, билетов было не достать. Локтями протискиваясь сквозь толпу к машине, выдающей нормера на очередь в кассу, я была намерена идти до конца, т.е. до Парижа.
      Все ехали через Копенгаген - это был единственный способ попасть на материк. Интересно, что в Швеции направления на Осло и Копенгаген рассматривались как внутренние.
      Мне повезло: проходившие ребята предложили свой номер в кассу, потому что они уже успели разрулить вопрос с транспортом и он им был не нужен. На нем значилась цифра 687, значительно меньшая, чем у меня, а обслуживали в это время номер 127. Айкидо Стокгольм
      Устав от ожидания, я решила поспрашивать народ, какая нынче ситация с поездами. Ситуация была ужасная. На «свой» скоростной поезд я не только не успевала, туда просто не было билетов. Даже тем, кому нужно было всего лишь добраться из Стокгольма до Копенгагена, приходилось ехать чуть ли не через Осло тремя поездами.
      Да, дело — дрянь, подумала я и направилась в сторону автобусной кассы. Там тоже все было не в ажуре. К тому времени я уже твердо решила ехать на автобусе. Ближайший автобус на Копенгаген отправлялся в... 22.45. Было что-то около 11 утра. А что? По-моему очень даже не плохо. Я проведу ночь в автобусе, сэкономив время в пути и деньги на гостинице.
      Впереди у меня был целый день, и я отправилась гулять по Стокгольму, в котором не была более семи лет. Вечером я поехала в «родное» додзе «Ванадис» потренироваться, где я побывала на двух тренировках. К сожалению, тренировку вел не Ян Невелиус или кто-то из его «стареньких» учеников, как я рассчитывала, а не известный мне преподаватель.
      В начале тренировки он объявил всем занимающимся о моем присутствии в зале, попросил меня выйти вперед и представиться. Тренировки были неспешными и расслабляющими. Шведы работали в привычной для них мягкой манере. Даже бросковая техника выполнялась плавно: партнер перекатывался со спины бросающего его на татами, а не гулко приземлялся мешком. В конце второй тренировки, когда мы работали с дзё, меня даже вызвали в центр, чтобы с моей помощью показать технику.
      За прошедшие годы, с тех пор как я там была последний раз, додзё совсем не изменилось: те же стулья и столы, та же кухня со всей утварью, холодильником и микроволновой печкой. На стенах клуба я заметила три письма под стеклом в рамке от К.Тисье, Ф.Ноэля и Эндо-сенсея, в которых сенсеи поздравляли клуб «Ванадис» с новосельем и желали процветания и долгих лет. Странно, что я не видела этих писем раньше, когда приезжала в Стокгольм в 2001 и 2002 годах, ведь они были датированы 1996 годом.
      Когда ребята узнали, что я еду на Пасхальный семинар Кристиана Тисье в Париж, то немного удивились, поинтересовавшись: а когда я планирую добраться до Парижа, ведь семинар уже начался. Я уверенно ответила, что рассчитываю попасть на бо'льшую часть семинара и в среду должна быть уже в зале. Они пожелали мне удачно добраться до Парижа и плодотворно потренироваться на семинаре.
      В положенное время я приехала на автовокзал. После 10 вечера там было все закрыто, даже поесть толком было негде. Посмотрев на табло, я увидела несколько строчек с номером и временем отправления моего автобуса. Оказалось, что на Копенгаген пустили порядка 7 автобусов в одно и то же время.
      В автобусе сидели люди разных национальностей, в том числе азиаты. У кого-то конечной целью пути была Германия, у кого-то Франция, как у меня, а у кого-то аж Испания. Рядом со мной сидела финка. Разговорившись, я узнала, что она оказывается приехала в Стокгольм на том же пароме, что и я.

КОПЕНГАГЕН

Путешествовать — значит жить.(Г.Х.Андерсен)

      В Копенгагене я была уже в 7 утра. На вокзале все было закрыто. Но железно-дорожная касса была открыта и там уже стоял «хвост». Кассы также были разделены на внутренние направления: Дания, Норвегия, Швеция и международные — все остальные страны. Не только в кассе, но и во многих торговых точках Копенгагена принимали любую валюту: кроны (датские, норвежские, шведские), евро, доллары. Поэтому менять деньги не было большой необходимости. Айкидо Андерсен Айкидо Копенгаген
      Мне удалось не без труда купить билеты на поезда до Парижа. Предстояло проехать всю Европу на... 7 поездах. Впрочем, таким образом я путешествовала по Европе уже не первый раз. Так что иммунитет к трудностям во время путешествий вообще, а к таким переездам, в частности, у меня был.
      Первый поезд отправлялся в 13:50, а потому у меня было полдня, чтобы погулять по Копенгагену, где я была первый раз в жизни. Не долго думая, я села в туристический автобус, курсировавший по основным достопримечательностям столицы, предварительно сгрузив шведские и датские кроны и разбавив их евро девушке, продававшей билеты.
      Копенгаген мне понравился. Маленький город со старыми зданиями в традиционном, в моем понимании, датском стиле — все, как я люблю. Хотя было много и современных зданий из стекла и бетона. Бросалось в глаза огромное количество велосипедистов. Для них, как и в Германии, были сделаны свои разлинованные дорожки со светофорами.

ГЕРМАНИЯ

      Поездка оказалась не без приключений. Номер одного из моих поездов был перепутан и не только у меня. Один из поездов опаздал минут на 10, и это было в пунктуальной Германии!
      Как только наш поезд прибыл на платформу, вся толпа бросилась из вагонов моего поезда в соседний поезд, специально ожидавший нас на той же платформе. Такая поездка в виде прыжков с поезда на поезд не для слабонервных, а напротив для опытных путешественников, хорошо знающих не один иностранный язык, а главное способных быстро ориентироваться на местности.
      На другом поезде, на котором мне предстояло ехать, была табличка Paris-Est/Zurich. Интересно, как это он сразу поедет в два эти города, ведь они расположены в совершенно противоположных направлениях в Европе? - думала я. Оказалось, что на одной из станций поезд должны были разделить: одну половину отправить в Париж, другую — в Цюрих. Из-за этого я чуть было не уехала в Цюрих. Но обо всем попорядку.
      Я впрыгнула в первый попавшийся вагон отправлявшегося поезда и пошла по составу до своего вагона. В этом поезде в купейных вагонах было не по две полки, как в наших поездах (я не имею в виду третью полку в плацкартных вагонах, предназначенную для багажа), а по три и везде все уже давно спали. Я предвкушала: раз поезд ночной, то я смогу поспать, потому что на следущий день у меня было 3 тренировки, две из которых в рамках семинара, но я рано обрадовалась. Мое место было... в сидячем вагоне. Впрочем, спинки в отличие от наших поездов, можно было привести почти в горизонтальное положение.
      В вагоне, наполненном иностранцами, звучала шумная какофония иностранных наречий: журчали французы, цокали итальянцы, гудели немцы, хохотали девушки непонятной национальности. И вот в таком обществе мне предстояло ехать почти 6 часов. Итальянцев было особенно много, ведь пассажиры этого вагона ехали в Цюрих (к несчастью, мое место было в вагоне цюрихской части поезда), где они должны были сделать пересадку, поскольку для них так было короче добираться до Италии. Но оказалось все вполне сносно. Да и ночью свет выключили, а пассажиры перестали галдеть и улеглись спать.
      Несмотря на то, что я поставила будильник на несколько минут раньше времени прибытия в Оффенбург (немецкий город, где поезд должны были разделить), состав пришел раньше положенного времени. Я проснулась от ощущения того, что мы стоим. Было темно. Окон в вагоне почти не было, проводников тоже. Я пошла по вагонам, чтобы узнать, что это за станция и не опаздываем ли мы. Я прошла совсем немного, когда почувствовала, что поезд тронулся и через несколько мгновений мимо окна проехала табличка с названием моей станции. О боже! Я пропустила свою станцию!.. Я рванула стоп-кран, вверх, вниз, один, второй — никакого результата. Что делать?! Я еду в Цюрих!!! А мой следуший поезд отправляется с этой станции через час! Я пошла по вагону.
      С трудом я нашла проводника, у которого ранее пыталась выяснить возможность пересесть мне во «французскую часть» поезда, чтобы не прыгать по оставшимся в моем списке поездам, а сразу напрямик доехать до Парижа, хотя бы и сидя на полу. Проводник посмотрел по компьютеру расписание и составил мне новое, сделав соответствующие пометки на билетах. Однако с билетом на участок Страсбург-Париж могла быть проблема. Дело в том, что, если ты опаздываешь на TGV (французский скоростной поезд), то компенсировать его могут только в пункте продажи и то не всегда и не полностью. Одним словом, надо покупать новый билет. Но я достаточно неплохо успела изучить систему французских поездов, поскольку ехала во Францию уже не в первый раз. Согласно новому расписанию, я должна была приехать в Париж с небольшим опозданием.
      Я сошла с поезда на первой же станции и села ждать обратный. Светало...
      Я благополучно добралась до пропущенной станции и села на поезд до Страсбурга, чтобы там сделать пересадку на TGV и ехать в Париж, уже по недействительному билету. Тогда я думала только об одном, чтобы там было хотя бы одно свободное сидячее место. Потому что это скоростной поезд и ехать стоя там нельзя.
      До Страсбурга у меня никто не спросил билет, хотя я ехала уже по сбившемуся маршруту с недействительными проездными документами. В Страсбурге в кассе мне ответили, что на ближайший поезд до Парижа билетов нет. Мне ничего не оставалось, как просто пойти и на свой страх и риск сесть в этот поезд с тем просроченным билетом, который у меня был. Я так и сделала.
      И мне повезло! Там БЫЛИ свободные места. Примерно через час показались контролеры. Я приготовилась платить штраф — любую цену... И мне снова повезло! Когда контролер попросил предъявить билет, я спокойно объяснила ему ситуацию и протянула всю пачку датско-немецко-французских билетов. Он полистал ее, посмотрел и молча прокомпостировал мой «французский» просроченный билет.

ПАРИЖ

      Я приехала в Париж в среду и сразу со всеми вещами рванула на семинар. Прошла примерно половина времени от утренней тренировки. Тренировку с оружием, я, естественно, пропустила.
      На семинаре все было, как всегда, только народу чуть меньше, чем обычно. Я знала, что финны не приедут. Однако заметила знакомых шведов, которые, как мне сказали в Стокгольме, выехали загодя на машине. Многие, из тех, кто собирался, не смогли добраться до Парижа из-за отмены рейсов, причем не только в Европе, но и некоторых странах мира.
      Семинар проходил с понедельника по субботу, причем днем, как это обычно бывало, он не заканчивался. У нас была еще тренировка во второй половине дня. При этом ранее было объявлено, что тренировки с боккеном будут по утрам до пятницы включительно. Однако Кристиан Тисье, видно, заметив, что кое-кто все-таки добрался, пусть даже к концу семинара, объявил, что проведет утреннюю тренировку с боккеном и в субботу. Айкидо Лена Павленко в Париже
      Во время семинара Кристиан, как всегда ходил, всех поправлял, исправлял ошибки и не только у ребят, занимавшихся в первых рядах. Кристиан умудрялся высматривать ошибки и у тех, кто работал в глубине зала. Подойдет, поправит спину, положение ног, рук. Сенсей часто вызывал в центр ту или иную пару, просил их сделать технику, говорил всем остальным, каких ошибок надо избегать.
      Хотя в целом в зале народу было меньше, чем обычно, но работать с оружием было очень тесно. А на тренировках по айкидо, когда мы делали техники, требующие больших амплитудных движений и высоких страховок, такие как шоменучи-котегаэши из ханми-хандачи, например, Кристиан разделил всех на две группы.
      Кристиан Тисье был как всегда очень любезен со всеми, подходил к каждому из тех, кого он знал лично, здоровался с ними, спрашивал как дела, а после тренировки всегда с готовностью отвечал на любые вопросы и фотографировался со всеми желающими.
      Под конец семинара, особенно на последней тренировке, народу было намного меньше, чем в остальные дни, так что можно было свободно делать высокие страховки, не опасаясь задеть кого-либо из занимающихся рядом. После семинара Кристиан поблагодарил всех добравшихся до Парижа, несмотря на перипетии, связанные с вулканом.
      В этот раз приехали ребята из Канады, Нью-Йорка, Дубая, как всегда постоянным гостем был Луис Колальо, парень из Аргентины, который уже 10 лет регулярно приезжает на этот семинар.
      Надо отметить, что Пасхальный семинар имеет давнишнюю историю. Сам Кристиан не до конца уверен, с какого года ведет свое начало Stage de P?ques. Но семинар проводится уже примерно 30 лет (ориентировочно с 1981 года). Каждый раз в конце или во второй половине апреля со всей Европы, а в последнее время и со всего мира (и число их с каждым годом растет) в Париж съезжаются поклонники айкидо. Именно в апреле, когда Париж особенно красив, потому что зацветает декоративная вишня. И там, где растут эти деревья, а это прежде всего само додзё Кристиана «Cercle Tissier» в Винсеннах, вся земля усыпана розовыми цветами. Добавьте к этому круглые плиты, уложенные в шахматном порядке на посыпанную гравием землю, прозрачные двери додзё, маленький зеленый угол с расставленными там стульями для отдыха и создается ощущение, что ты в Японии. Может быть так все и задумывалось....
      Еще на стадии планирования поездки, я подумывала о том, чтобы на следующий свободный от тренировок день, т.е. в воскресенье, выехать из Парижа куда-нибудь в Фонтенбло, например — погулять там по парку и дворцу. Но тогда я еще не знала, какой будет на самом деле моя поездка... Переезд из Хельсинки в Париж, 4 дня семинара и ежедневных вечерних тренировок в придачу — в воскресенье мне уже было не до Фонтенбло.
      В воскресенье я решила просто погулять по городу, а не бегать по музеям, памятникам и театрам. Весь день я прогуливалась по Парижу, наслаждаясь погодой и видами; посидела на Трокадеро, пофотографировалась на фоне Эйфелевой башни — решила освежить фотографии, сделанные 8 лет назад.
      И хотя из додзё почти все съехали — семинар-то закончился - оставалось несколько ребят из разных стран. Последние пару вечеров мы вместе посидели на верхней террасе, откуда открывался особенно красивый вид на типичные французские дома, обсуждая прошедший семинар.
      Мне захотелось приезжать сюда каждый год и непременно в апреле, когда стоит теплая, а иногда даже жаркая погода (в Париже всегда теплее, чем в Москве), все цветет, особенно моя любимая вишня с розовыми цветами при входе в додзё.

15-27 апреля 2010 года
Павленко Елена, 2-й дан



Елена Павленко (2 дан айкидо Айкикай)

Вернуться к списку статей.

Телефон: +7 (977) 412-44-38. При публикации материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Электронная почта: club-edinoborstv@mail.ru © Айкидо клуб «Гакумон Додзё». Дизайн — Greydesign