English version   
официальный сайт
Интервью со Стенли Праниным.


Стенли Пранин занимается изучением истории и корней айкидо с 1974 г. Его работы, публиковавшиеся в основанном им издании Айки-Ньюс (Aiki News), позднее переименованном в Айкидо Джорнал (Aikido Journal), охватывали подробнейшее изучение биографии основателя Айкидо Морихея Уесибы, включая изучение Уесибой-сенсеем Дайто Рю Айки Дзю-дзюцу и его связь с сектой Омото кё. Сегодняшний вклад Стенли в распространение информации об Айкидо заключается в продолжении публикации своего издания и поддержании сайта www.aikidojournal.com.

Приводимое ниже интервью было взято во время проведения летнего лагеря в Скалистых Горах – Джун Окуяма, www.AikiWeb.com, Август 2000. (Стенли Пранин занимается айкидо с 1962 года, в настоящее время обладает 5-м даном. На протяжении многих лет Стенли Пранин был близким учеником Морихиро Сайто. Им были взяты и опубликованы интервью с наиболее крупными фигурами мира Айкидо, Дайто Рю Айки Дзю-дзюцу и других будо, включая Досю Киссёмару Уесибу, Токемуне Такеду, Годзо Сиоду, Кендзи Томики, Коити Тохея, Минору Мотидзуки и многих других. Стенли Пранин является автором и издателем нескольких книг и множества статей по истории айкидо, основанных на изучении редких исторических материалов. Сайт www.aikidojournal.com является, пожалуй, лучшим источником информации по айкидо; интервью было взято создателем другого известного сетевого ресурса по айкидо www.aikiweb.com, Джуном Окуямой – (прим. переводчика Антон Коронелли, далее АК).

AW: Когда Вы основали Айки-Ньюс?
SP: Я начал публиковать Айки-Ньюс в 1974-м. Первый номер вышел в апреле и в нём были, в основном, переводы статей из японских газет. Со своими японскими друзьями я начал понемногу переводить статьи, которые мы собирали со всех знакомых и в какой-то момент я подумал: «Боже мой, у нас уже 17 статей, не сделать ли нам из этого газету?» Вот так серия заметок с добавлением некоторого количества местных новостей положила начало изданию Айки-Ньюс в Монтерей, Калифорния.

AW: А какова была цель собрания этой коллекции статей?
SP: На протяжении многих лет, меня интересовала личность О-Сенсея. Думаю, если бы на японском языке в то время выходило больше информации, возможно я бы ограничился переводом этих материалов. Не думаю, что у меня было бы желание настолько далеко заходить в собственных изысканиях. Однако в то время, и на японском языке нельзя было найти почти никакой информации. Но был сам факт существования этого феноменального учителя, с его удивительными, новаторскими идеями; человека, которому удалось объединить два, казалось бы, несовместимых мира: будо и философию. Этот образ казался мне очень привлекательным и я хотел понять – что же движило основателем айкидо. Поскольку найти накую информацию поначалу оказалось крайне сложным, я стал заниматься исследованиями самостоятельно.

AW: В вашем издании Вы уделяете важное место истории айкидо и таким её составляющим, как Дайто-рю. Почему Вы придаёте истории айкидо такое значение?
SP: История важна в том же смысле, в котором важна генеалония семьи. Или возьмите, например, религиозную доктрину, изложенную в Библии: там есть филосовская составляющая, изложенная как с Иудейской, так и с Христианской стороны, но кроме того, это ещё и важный исторический документ. История айкидо не была как-либо систематизирована. В 1977 году второй Досю, Киссёмару Уесиба, опубликовал биографию основателя, которая стала первой обширной публикацией такого рода. Однако некоторые очень важные аспекты в том издании не были сколько-нибудь подробно освещены, а роль некоторые личностей, которые утратили благосклонность Айкикая, была приуменьшена, либо они вовсе не упоминались. Я бы не смог назвать эту книгу «объективной», хотя для любого, кто интересуется историей айкидо, она остаётся источником первостепенной важности. Я обнаружил, что мне изучение истории помогает организовать имеющийся материал и установить, откуда идут корни явления. Это как отправная точка для изучения любого рода деятельности, дисциплины, истории семьи и так далее. Она даёт привязку к некой фокусной точке, которая помогает постичь это явление и вызывает чувство принадлежности к нему или желание внести свой вклад в общее дело. К тому же со временем я понял, что это даёт очень интересный инструмент, для понимания, что предавляет из себя ваш собеседник. Если вы говорите с кем-то о событиях прошлого, вы очень много узнаёте о взлядах вашего собеседника, его предубеждениях и о том, насколько он с вами откровенен. Например, приём, которы