English version   
официальный сайт
Сейширо Эндо. Размышления о системе аттестации и о пути Дао.


14 января 2001 года на церемонии Кагами-бираки в Хомбу Додзё Сейширо Эндо присвоили 8 дан.

Текущая система аттестации основывается на положении, принятом 1 апреля 1989 года Айкикай Хомбу Додзё: «Будет установлено 8 степеней, от шодана (первого дана) до восьмого дана. Степень будет присваивать Айкидо Дошу на основании общего уровня в Айкидо, а также личных достижений и вкладов в развитие айкидо. Степень может быть присвоена на основании экзамена или по рекомендации». Кроме того, в данном документе уточняется квалификация тех, кто может принимать и сдавать экзамены, давать, либо получать рекомендацию, а также определены процедуры проведения экзаменов и присвоения степеней.

Однако, в связи с тем, что айкидо в настоящее время практикуют по всему миру (более чем 80 странах), нельзя гарантировать, что каждая отдельная школа правильно понимает и выполняет требования данной системы аттестации. Оставив в стороне свои впечатления относительно достижения самой высокой степени по новой системе, я хотел бы высказать некоторые мысли о степенях, мнение, которое сложилось у меня после сорока лет занятий.

Я неоднократно заявлял, что воспринимаю айкидо как Дао (путь). Поиск Дао – это поиск глубины. Практикуя айкидо, я осознал, что Дao — это постоянное стремление двигаться дальше. Предела в познании этой глубины нет. Даже если кто-то может указать цель на этом пути, то, поскольку у каждого свой «маршрут», не может быть единой истинной для всех цели. Каждый человек пройдет свой, отличный от других, путь. И можно ли вообще предположить, что существует конечное предназначение?

Аттестация представляет собой комплекс стандартов, позволяющий объективно оценить способности и достижения практикующих айкидо. По моему мнению, эта категория оценки не имеет никакого отношения к сфере духовного поиска (к поиску Дao). Насколько занимающийся продвинулся в своих занятиях — вопрос, на который может ответить только сам практикующий. Я считаю, что невозможно оценить духовный рост человека по общим стандартам.

Прошло уже 40 лет с тех пор, как я начал заниматься айкидо. Оглядываясь назад, я вижу учителей, начиная с Основателя, которые многому меня научили, я много читал и много узнал за это время. Когда я начал заниматься я думал только о том, как бы стать более сильным, и сосредоточился на изучении техники и совершенствовании тела. Однако постепенно я стал сомневаться в правильности выбранного направления. Чтобы разобраться в себе, я начал читать книги по Дзэн и Будо. В древнем Китайском тексте по военной тактике «Liutao», в главе «Тигр» я прочел следующие строки:


Если что-то случилось, просто прими это,
Если оно покидает тебя, проводи его;
Если что-то противостоит тебе, просто уладь это.
5 и 5 — 10.
2 и 8 — 10.
1 и 9 — 10.
В этих примерах гармония.
Смотри в глубину и чувствуй скрытый смысл,
Большое — повсюду,
Малое — в бесконечном мгновении.
Жизнь и смерть — лишь возможные варианты,
Изменчивые и иллюзорные.
Нет причины для беспокойства.

Из этого текста я понял, что сила и мощь таятся в гармоничном соединении противоположностей. Чтобы осознать это, необходимо различать явное и скрытое, внешнее и внутреннее, воспринимать большое как безгранично большое и малое как безгранично малое. Уничтожение и сохранение живого, движение и повороты — все это лишь мгновения. Даже при прямом столкновении необходимо сохранять спокойное сердце и безмятежный разум.

К тому времени я уже стал работать мягко, но для того, чтобы понять и реализовать мое понимание на практике, я начал пробовать концентрировать внимание на моменте «здесь и сейчас», на конкретном моменте столкновения (dе-ai) с партнером, адекватно реагируя на движение его тела и его Ки. Это позволило мне погружаться в собственные ощущения (сначала неосознанно), и я заметил, что в работе с партнером двигаюсь плавно и естественно, моё сознание не участвует в движении, — никогда прежде я не испытал ничего подобного.

Исходя из нового опыта, я пересмотрел прежние установки и пришел к выводу, что необходимо чувствовать партнера, (отбрасывая собственное эго), интуитивно и естественно отвечать на его действия, быть мягким и гибким, для чего совершенно не нужна физическая сила.

В одной из статей я писал: «Концепция Дао подразумевает единство противоположностей и слияние разнообразного. Это подчеркивает важность единства всех явлений, именно в единстве таится универсальное и абсолютное начало, доминирующее в мире». Рассматривая айкидо с точки зрения Дao, я расширял сферу моих интересов: от людей к обществу, от общества до Земли, и от Земли до Вселенной.

Маловероятно, что беспорядок и волнения в социуме когда-нибудь исчезнут. Люди, пытаясь убежать от этого, усиливают собственное одиночество и незащищённость. Таким образом, мы стремимся к силе, в той или иной форме, и зависимости от неё. Но ведь нас окружает мир, развивающийся своим естественным путем, независящим от какой бы то ни было внешней силы.

То, что на первый взгляд кажется противоположным и несопоставимым, на самом деле взаимосвязано, выводимо одно из другого. Не использовать силу, а попробовать совместить противоположности и различия, и при этом воспринимать все предметы в их единстве — вот идея Дao. Тот, кто ищет Дао, должен искать его в себе, он должен отделиться от всех видов власти, открыться миру и просто идти вперёд. Власть и звания не помогут в духовных исканиях. Человек, практикующий айкидо как Дao, не должен рассматривать степень как атрибут власти, а видеть её только как определенное место в мире айкидо, подтверждающее накопленный им опыт.

Эндо Сейширо, Айкидо Саку Додзё. Июль 2001.

Перевод на английский язык — Даниэль Нишина,
на русский язык — Людмила Мезенцева.

По материалам сайта: http://member.nifty.ne.jp/aikido_sakudojo/index.html

Вернуться к списку статей.

Телефон: +7 (985) 768-98-15. При публикации материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Электронная почта: info@aikido-russia.ru © Айкидо клуб «Гакумон Додзё». Дизайн — Greydesign